Сырье на пути к потребителю

Автор: Zeke · Дата: 13 ноября 2010 · Прокомментировать

Сырье на пути к потребителю

Уголь, добытый на разрезе или в шахте, отправляется к потребителю. И в пути при перевозках в вагонах или автомашинами теряются многие миллионы тонн топлива. Дело в том, что, с одной стороны, возросла степень измельченности угля при его добыче, с другой — увеличились скорости на транспорте. И мелкие угольные фракции легко выдуваются из вагонов, автомашин. Причем особенно значительны потери при перевозках наиболее ценных продуктов, например, кузнецких углей и хорошо высушенных концентратов обогатительных фабрик. Так, при доставке топлива из Кузбасса в европейскую часть страны по железной дороге из одного вагона (50—60 тонн) теряется в среднем одна тонна обычного угля, а концентрата — 2,5 тонны. Угольная мелочь, выдуваемая из вагонов и автомобилей, загрязняет территорию вдоль дорог.

Как бороться с этими потерями? Выход здесь видится в использовании при перевозках угля различных защитных покрытий. С этой целью применяются синтетические полимерные материалы, отходы целлюлозно-бумажных производств, продукты и отходы нефтепереработки. Особенно эффективно использование битумных эмульсий. Например, при доставке дорогостоящего концентрата из Донбасса на Новолипецкий завод (расстояние 639 километров) битумно-эмульсионное покрытие позволило полностью исключить потери в то время, как в незащищенных вагонах на этом же маршруте выдувалось по 0,8—1 тонне.

Наиболее же просты по составу и поэтому наиболее дешевы водомазутные эмульсии при соотношении: одна часть мазута, одна воды. При использовании этих эмульсий поверхностно-активные вещества, содержащиеся в мазуте, создают прочную пленку, связывая мелкие фракции угля. Как показал опыт, на покрытие поверхности одного вагона расходуется 80— 120 килограммов эмульсии. Она разбрызгивается специальными установками по поверхности одного вагона за 30 секунд — две тысячи вагонов в сутки.

Важно и то, что мазут и другие нефтепродукты, которые входят в состав эмульсий, полностью сгорают в процессе коксования или при сжигании угля. В результате использования эмульсий только на одной обогатительной фабрике в Кузбассе было сэкономлено почти 1 млрд. рублей.

Дело теперь за тем, чтобы использование различного рода покрытий стало обязательной технологической операцией при подготовке угля к перевозкам.

Хранение угля тоже требует определенных предупредительных мер для предотвращения потерь. Некоторые разновидности угольного топлива при длительном хранении под воздействием окислительных процессов снижают калорийность, другие самовозгораются. Поэтому для разных сортов угля определены оптимальные размеры штабелей. Сами штабели должны обрабатываться ингибиторами — веществами, замедляющими скорость химических реакций, уплотняться и покрываться различными защитными эмульсиями. Наиболее простой и широко распространенный способ снижения потерь при хранении — послойная укладка с уплотнением слоев угля бульдозером. Откосы штабелей обрабатываются специальными катками на кранах. Общая высота штабелей может достигать 20 и более метров с запасами угля в несколько сотен тысяч тонн.

Рубрика: Проблемы современного мира ·  

загрузка...


Оставить комментарий или два