Из истории газификации России

Автор: admin · Дата: 6 марта 2015 · Прокомментировать

Из истории газификации России

Газ в качестве автотракторного топлива. Широкое использование горючих газов как моторного топлива также одна из важных народнохозяйственных задач. Для автомобильного и тракторного парка могут быть использованы сжатый природный газ, искусственные газы и жидкие газы типа пропана, бутана и их смесей. Ниже приводится характеристика различных газов как автомобильного топлива. Сжатый природный газ как горючее для автомобилей и тракторов характеризуется лучшими свойствами, превосходящими многие сорта бензина, так как главная составная его часть — мотан — является моторным топливом с октановым числом свыше 100. Использование сжатого природного газа повышает термический к. п. д. двигателя, увеличивает его мощность, снижает расход горючего.

Газобаллонные автомобили и тракторы ничем не отличаются от обычных. Они имеют только дополнительно баллоны и простую регулировочную аппаратуру. Вместе с тем важнейшим эксплуатационным достоинством газобаллонных автомобилей по сравнению с бензиновыми является уменьшение износа и значительное увеличение срока службы двигателя. Еще в 1946 году был проведен большой испытательный пробег легковых и грузовых газобаллонных автомобилей и автобусов. Пробег прошел успешно, газовая аппаратура не вышла из строя. Специальные испытания показали, что износ цилиндра двигателя при работе на газе вдвое меньше, чем на бензине. Опыт перевода тракторов на работу с использованием пропано-бутановой смеси, проведенный еще в 1954 г., показал, что при этом увеличиваются мощность двигателя и скорость движения трактора и вдвое повышается срок его службы. Однако газы в качестве моторного топлива еще не нашли широкого применения. Это в значительной степени объясняется неудовлетворительной организацией строительства газонаполнительных станций для сжатых и жидких газов, медленным внедрением в производство новых и усовершенствованных конструкций газовой аппаратуры и газовых двигателей и другими причинами. Существующая сеть газонаполнительных станций не удовлетворяет потребности газобаллонного автомобильного парка. До последнего времени строительство этих станций осуществлялось вне комплекса общих вопросов газификации городов. Зачастую они располагались далеко от трассы газопровода, работали на меняющемся режиме, без аккумуляторных станций, необходимых для создания известного резерва в работе. Все еще не созданы типовые проекты газонаполнительных станций, оборудованных высокопроизводительными -компрессорными установками, часто задерживается выпуск баллонов и доставка специальной распределительной арматуры. Назрела необходимость создания специальных газовых двигателей, обеспечивающих значительно большую экономию средств, чем газобаллонные автомобили.

Газопроводный транспорт и хранение газов. Газификация промышленности и быта тесно связана с вопросами транспорта и хранения газов. Строительство газопроводов в нашей стране было начато в годы войны и получило значительное развитие в послевоенный период. За сравнительно короткий срок в эксплуатацию были введены газопроводы малой протяженности (200—300 км), подающие газ с месторождений в близ расположенные промышленные центры: Елшанка — Саратов, Бугуруслан — Самара, Туймазы — Уфа, Мининбаево — Казань, Мининбаево—Тубанкуль, Бавлы—Тубанкуль, Шебелинка — Харьков и многие другие. Наряду с этим развивались магистральные газопроводы, предназначенные для передачи газа на большие расстояния. Первыми магистральными газопроводами в России являются газопровод Саратов — Москва (протяженность 843 км, диаметр 320 мм) и Дашава — Киев (протяженность 513 км, диаметр 500 мм). Ввод в эксплуатацию этих газопроводов ознаменовал начало широкой газификации Москвы и, кроме того, сыграл значительную роль в дальнейшем развертывании поисково-разведочных работ на газ в районах Поволжья и Украины. С 1946 по 1955 г. почти в четыре раза увеличилась протяженность всех газопроводов и более чем в пять раз их производительность. В прошлом веке были намечены более ускоренные темпы строительства газопроводов большей протяженности и большего диаметра. В 1956 г. вступил в строй первенец этой большой программы — первая нитка газопровода Ставрополь — Москва протяженностью 1300 км, с диаметром труб 700 мм. Этот газопровод, по мощности самый крупный в Европе, к 1960 г. увеличил газоснабжение Москвы в 4,5 раза по сравнению с 1955 г. В связи с этим потребление угля в Москве снизился более чем в 8 раз, что высвободит около 400 тыс. железнодорожных вагонов, десятки и сотни тысяч автомашин. Московские электростанции, промышленные предприятия и коммунально-бытовые учреждения будут переведены с твердого топлива на газ. Удельный вес газа в топливном балансе Москвы возрастет до 70%, а с учетом теплофикации — до 90%. Газопровод Ставрополь — Москва обеспечил газом свыше 20 городов по трассе, в том числе Ростов, Таганрог, Луганск, Воронеж, Ефремов и др. Он пересек 65 рек, 245 балок и оврагов, 130 дорог. Еще большую протяженность (1800 км) имеет газопровод Дашава — Минск—Санкт-Петербург. Этот газопровод обеспечил газом три столицы — Минск, Вильнюс и Ригу, а также значительно расширил газификацию Санкт-Петербурга. Трасса этого газопровода нанесена на карту России и пересекает 50 крупных и 30 мелких рек и ручьев, много балок и оврагов. Газопровод высвободил миллионы тонн дальнепривозного топлива и окупил себя в течение 4—5 лет эксплуатации. В течение 1955—60 гг. построены также газопроводы: Ставрополь — Невинномысск — Минеральные воды — Грозный; Грозный — Ереван; Харьков — Курск— Орел — Брянск; Серпухов — Ленинград; Казань — Горький. Также построили газопроводы Березово — Свердловск и Грозный — Тбилиси, а также закончили строительство газопровода Джаркак — Бухара — Самарканд — Ташкент. Значительно больший размах получил газопроводный транспорт в 1959—65 гг. Достаточно сказать, что транспорт природного газа увеличился с 14 млрд. м3 в 1959 г. до 130 млрд. м3 в 1965 г. В этот период построено около 40 магистральных газопроводов общей протяжностью 26 тыс. км для обеспечения в первую очередь экономических районов, остро нуждающихся в топливе. Основные направления транспорта газа:

  • в центральные районы Европейской части страны (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Донбасс и др.) из северо-кавказских месторождений (Ставрополь, Краснодар);
  • на Урал из месторождений Узбекистана и Поволжья;
  • в Горьковский промышленный район из месторождений Поволжья;
  • в Беларусь и Прибалтику из месторождений Западной Украины;
  • в Приднепровье, Кривой Рог, Одессу из месторождений Восточной Украины;
  • в Ташкент, Самарканд, Фрунзе, Алма-Ату и другие города Средней Азии из месторождений Узбекистана;
  • в Грузию и Армению из месторождений Азербайджана.
  • Газификация деревень России

    Если ранее газ получили 100 городов и было газифицировано 1315 тыс. квартир с населением 12 млн. человек, то к началу 1959 г. уже 150 городов и рабочих поселков с охватом газоснабжением 16 млн. человек. К концу 1965 г. 68 млн. человек в 515 городах и населенных пунктах получили газ, а с учетом сжиженных газов это означает, что 65% городского и 35% сельского населения нашей страны будет пользоваться газом. Значительно улучшились проектирование, строительство и эксплуатация магистральных газопроводов. На строительстве внедрен поточный метод, механизированы работы по изоляции, сварке и спуску труб в траншеи. Повысилось качество сварки и сократилось время, идущее на эту работу. Все это положительно сказалось на темпах строительства газопроводов. Так, например, газопровод Даитава — Киев был построен за 17 месяцев, в среднем по 1,2 км в день, а газопровод Ставрополь — Москва за 24 месяца (2,2 км в день). И эти темпы увеличились еще до 4,5—5,3 км в день и выше.

    Рубрика: Ресурсы ·  

    загрузка...


    Оставить комментарий или два