История алкоголя

Автор: Zeke · Дата: 2 октября 2010 · Прокомментировать

История алкоголя

За последние годы стали регулярно появляться книги и брошюры, посвященные борьбе с алкоголизмом. Поэтому вполне возможно, что какой-то «всезнающий» читатель окинет скептическим взором нашу работу: что, мол, здесь нового и оригинального?
Что пьянство вредно — прописная истина. Еще Шекспир дал весьма красочную характеристику алкоголю: «Люди впускают врага в свои уста, и он похищает их мозг». В своей работе мы хотим рассказать, почему люди начинают злоупотреблять алкоголем, кому в особенности грозит опасность стать пьяницей, что ждет таких людей в их дальнейшей жизни, чем может закончиться их пристрастие к спиртному. Мы попытаемся разобрать данные обстоятельства с точки зрения врача-невропатолога и постараемся показать в основном, какое губительное воздействие оказывает алкоголь на нервную систему. В целях лучшего представления ряда вопросов, связанных с возникновением заболеваний нервной системы, мы считали целесообразным остановиться на некоторых сторонах сущности алкоголизма.
Миллионы образованных, культурных, начиненных самой разнообразной информацией современников совершают ритуалы подобные тем, которые совершали наши давно исчезнувшие предки. Чокаясь рюмками за праздничным столом, мы отдаем дань древнему обычаю братания посредством смешения крови. Смысл наших действий такой же, как у пещерных людей, расцарапывающих свое плечо и соединяющих выступившую кровь с кровью побратима. С течением времени этот обычай видоизменился.
Скифы, жившие в далеком прошлом на обширных пространствах юга нашей страны, добавляли в общую чашу с вином каждый по капле своей крови. В дальнейшем обряд побратимства посредством смешения крови сменился обрядом употребления только вина из общей чаши. Совместное употребление спиртных напитков заменило обычай смешения крови, ибо вино считали такой же кровью, только не человека, а «виноградной лозы» или «бога веселья Диониса». Общее употребление спиртного стало выражением доверия и установления союза. Но объединяет алкоголь внешне, только когда его пьют за общим столом, за «чашей круговой». На самом деле он разъединяет людей с работой, с семьей, с друзьями, с самим собой. Ибо можно ли оставаться самим собой, если под влиянием спиртного человек теряет чувство ответственности, становится беспечным, грубым, морально и физически деградирует.
«Если бы возможно было бы,— писал некогда французский ученый Марамбо,— одним росчерком пера стереть с лица земли недостойную человека отвратительную страсть к спиртным напиткам, то сразу сделались бы почти излишними больницы, дома для умалишенных, тюрьмы и тому подобные учреждения...» И, несмотря на свою социальную наивность, он во многом прав.
Спиртные напитки известны человечеству с незапамятных времен. Если бы мы обладали фантастической машиной времени и смогли бы перенестись в XIII век до нашей эры в долину Нила и понаблюдать за похоронами одного из фараонов, то увидели бы странную картину. Медленно движется похоронная процессия к долине Царей. Впереди — царский катафалк с золотым саркофагом, украшенным инкрустациями из цветного стекла и фаянса. За ним везут ящик с четырьмя драгоценными сосудами, в которых хранились внутренности фараона. Следом слуги несут луки со стрелами, пращи для метания камней, бумеранги, украшенные резьбой, и позолоченные церемониальные щиты — все, что может пригодиться в загробной жизни. Среди «необходимого» —116 корзин с различными фруктами и 40 огромных, до краев, наполненных сосудов с вином. Самые разнообразные сорта вин, самые изысканные вкусовые оттенки...
Прошли сотни лет. Мы уже в средневековой Европе. Полночь. В одной из комнатушек мрачного старого итальянского монастыря мерцает свет. Огонь, нагревающий странной формы стеклянные реторты, колбы, тигли, падает на исступленное лицо старого монаха-алхимика Валентауса. Еще бы! Цель жизни достигнута! Получен волшебный напиток, эликсир жизни! Отведав этой жидкости с резким запахом, человек ощущал прилив сил, бодрости, свежести и веселья. То, что после употребления так называемого «эликсира» в больших количествах появлялась рвота и наркотический сон, не настораживало монахов, считавших подобные явления несущественными. Так, под маской сказочного «эликсира жизни», «эликсира молодости» появился на свет коварный искуситель — этиловый спирт, самый концентрированный алкоголь в истории человечества. Некоторое время техника производства этого вещества оставалась тайной алхимических лабораторий, но долго такое положение вещей продолжаться не могло. Уже начиная с XVII века началось промышленное производство спирта во многих странах.
Джин, водка, виски, ром — дети и внуки этилового спирта — постепенно проникали во все государства и континенты. Бурные ветры эпохи географических открытий вместе с каравеллами Колумба, Васка да Гама и Магеллана разнесли и алкоголь по всему миру от Канады до Полинезии. Захват новых территорий, закабаление народов Азии, Африки, Америки сопровождались повальным спаиванием местных жителей. Один из главных районов Нью-Йорка так по-индейски и назывался — «земля, на которой мы все опьянели» («манна хата», или, как чаще теперь говорят, Манхаттан).
На Руси пьянство также получило довольно значительное распространение. Торговля вином была выгодным делом. Царь Иоанн Грозный, почувствовав это, открыл на Балчуге в Москве первый «царев кабак», названный так за то, что большая часть прибыли шла в его казну. В дальнейшем царское правительство превратило водку в одну из главных статей дохода. Так,например, в 1990 году свыше 3000 винокуренных заводов гнали водку, а прибыль от винной промышленности составила треть государственных доходов.
В капиталистическом мире и сейчас в возникновении алкоголизма главными являются социально-экономические факторы. Социальное неравенство, кризисы, инфляция, неуверенность в завтрашнем дне толкают миллионы людей забыться в вине. Это признают и ряд буржуазных социологов (Сариоло, Мак-Картен и др.). Однако алкоголизму подвержены не только неимущие слои населения, но и представители элиты. Рост алкоголизма в странах капитала многие западные социологи объясняют урбанизацией, так как при этом происходит нарушение нравственных корм в семье, распространяются дурные навыки, процветает безудержная реклама спиртных напитков, средствами массовой информации.
Но почему же у нас в стране, где социально-экономические корни алкоголизма давно вырваны, где открыты все пути к интересной работе, образованию, культуре, науке, отдыху, почему же у нас все еще сохраняется алкоголизм?
Скажем прямо — это большая и сложная проблема и однозначного ответа тут быть не может. Изучению и решению данной проблемы послужит комплексное сотрудничество социологов, врачей, юристов и представителей других специальностей. Ясно одно — сейчас у нас никого не толкают к пьянству трудности материального порядка. Скорее наоборот. Люди стали жить лучше. Постоянно увеличивается материальное благосостояние населения, и некоторая часть его считает, что можно позволить себе лишнее в отношении спиртных напитков. Это положение иллюстрируют социологические исследования, проведенные в городе Горьком, которые показали, что среди 1815 лиц, страдающих алкоголизмом, 70,8% имели хорошие жилищные условия и 88% — высокий уровень зарплаты. По мнению некоторых исследователей, повышение материальной обеспеченности людей, не имеющих других интересов, связанных с материальными затратами (книги, театр, путешествия), может в ряде случаев способствовать привычке к пьянству. Поэтому и пьющих больше там, где имеются дефекты в организации труда и отдыха, где плохо налажена воспитательная работа.

Рубрика: Алкоголизм ·  

загрузка...


Оставить комментарий или два